Путешествие
к ношульским колдунам
в рамках проекта "Духовная культура Севера:
Прилузье в мультимедийной мозаике"
Меню
Вступление
Колдовство издавна считалось запретным знанием, доступным далеко не каждому. Одних оно отталкивало, других привлекало настолько, что пересуды и обещанные Церковью адские муки были им не страшны. И по сей день во многих уголках нашей страны сохранились воспоминания об этих людях, и одно из таких мест – с. Ношуль, что на правом берегу р. Лузы.

В 2004 году состоялась фольклорная экспедиция Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина в населённые пункты Прилузского района Республики Коми с административным центром в с. Ношуль.
Село Ношуль
(Фото Т. С. Каневой)
С собой из коми села собиратели привезли богатый фольклорно-этнографический материал, в том числе коллекцию рассказов о ношульских колдунах, хранящуюся в Фольклорном архиве университета. Часть текстов, записанных на русском языке, представлена на портале
«Территория просвещения» в разделе
«Фольклор. Народная демонология и мифологическая проза».

Знание приобретёшь – не пропадёшь, поэтому мы предлагаем вам узнать о колдунах и колдовстве на примере нескольких ношульских рассказов.

Далее при цитировании этих рассказов даётся ссылка на номер текста по данной публикации.
Кто такой колдун?
Рассказывая о колдуне, одна из жительниц Ношуля называет его еретнико́м – так прилузские коми именуют человека, знающего «плохие слова»:
Некоторые поставят слова, некоторые попримут. Так и будут колдовать-то. Семейство-то такое есть колдунов. Еретница и еретник. Всё могли делать (№ 4).
Однако это всего лишь одно из множества наименований: в разных областях таких людей называют волховниками, порчениками, чаровниками, чародейниками, людьми опасными, чернокнижниками, знающими, но самое распространённое, конечно же, колдун.
В коми язык это слово пришло из русского, а в последнем слово колдун принято считать родственным слову колтун, обозначающему не только спутанные волосы, но и «залом». То есть колдун – это «тот, кто наводит порчу, делая колтуны – заломы».
Еретни́к (еретни́ца) – человек, обладающий магическими знаниями и умениями и применяющий их для причинения вреда людям, вызывания болезней. Кроме того, это также дух, занимающий тело колдуна после его смерти и превращающий последнего в живого мертвеца (8, с. 208.).
Этимология большинства перечисленных наименований кроется в присущей колдуну возможности чаровать: в старославянском языке слово чаръ означало «колдовство» и восходило к индоевропейскому глаголу *kuer – «делать».
Максимов В. М. Залом ржи, 1903 г.
Левкиевская Е.Е. Колдун // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах. Т. 2. – М., 1995. – С. 529.
Представления о колдунах пришли из далёких времён: в Древней Руси носителями недоступного другим знания являлись волхвы. Вспомним строки из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина:

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.

Волхвы на Руси считались прорицателями, но слово их, туманное и неясное, требовало истолкования, поскольку являлось заповедным языком обрядов и языческих богослужений. Волхвы были посредниками между богами и людьми, служителями тепла и света (отсюда упоминание Перуна, славянского бога-громовержца).

Васнецов В. М. Встреча Олега с кудесником, 1899 г.

С приходом христианства усилиями Церкви отношение к волхвам постепенно переменилось: они стали восприниматься как пособники нечистой силы и превратились в колдунов, приносящих людям напасти. Однако это не помешало уже православным христианам по любому поводу, особенно в случае болезни, обращаться в первую очередь к колдунам, а не к молитвам. От этой «вредной» народной привычки священнослужителям так и не удалось избавиться.


Нестеров М. В. За приворотным зельем, 1888 г.
Во многих рассказах о ношульских колдунах также сообщается о том, что колдуны действуют не только во вред, но и на пользу людям.
Что могли делать колдуны?
В одном из ношульских рассказов местная жительница сообщает, что им местный колдун помогал:
Нам он делал только хорошее, плохого ничего не делал, помогал все время. Вот людям, говорят, что что-то плохое делал (№ 1).
Словом, колдуны, по заверению ношульцев, поддерживающих представления о своём селе как о месте с потусторонней силой, «всё могут делать», «на добро и на худо». Так что же на самом деле могли делать колдуны на пользу и во вред людям?

Ещё одна утверждает, что после слов еретника один из ношульцев лишился улова:
Другая рассказчица говорит, что после колдуна, взявшегося за окучник, никто так и не смог по-хорошему окучить огород:
Вот у этой Нины Петровны отец и паренек говорили, что он колдун. Мне один раз рассказывали, что поехали окучивать огород, взяли окучник, а он говорит: «Девочки, подождите». Подошел, взял за окучник. Говорят, сколько ни пытались, окучник в сторону идет и все. Никак окучить не могли и так и бросили (№ 1).
Некоторые поставят слова, некоторые попримут. И он сказал Николай-то еретник: «Тебе три года рыба не видать». И перестали рыбачить. [А людей могли портить?] Могут, могут, всё могут делать (№ 4).

Раньше, в дохристианской Руси, волхвы действовали на благо людям: заговаривали болезни, обеспечивали сохранность урожая.
Однако с установлением христианства на Руси сложилось представление о вредительской деятельности колдунов: они стали теми, кто насылает болезни, «сушит» людей, препятствует земледельческим работам (вот почему после колдуна окучник всё время уходил в сторону), губит урожай, отнимает плодородие и приводит к голоду.
Чтобы защититься от губительного воздействия колдунов, люди стали использовать обереги: заговоры против нечистой силы, травы, которые колдуны использовали в своих целях, например, крапиву или плакун-траву, или обращаться за помощью к другим, более сильным колдунам, способным, в отличие от слабых, устранять причинённый ими ущерб.

Шишкин А. А. Волхв, 2012 г.


Такие призывы практиковались на свадьбах, куда колдуны приглашались в качестве дружек в целях безопасности и где их отсутствие оказывалось во сто крат страшнее присутствия: неприглашённый колдун мог обозлиться и расстроить свадьбу, остановив свадебный поезд, разогнав гостей или и вовсе наслав на молодых порчу.
Максимов В. М. Приход колдуна на
крестьянскую свадьбу, 1875 г.

К ей позвали: «Дядя Савва, приходи ино». Он пришел и говорит: «Да, Пелагея, у тебя ведь болезнь эта очень серьезная, от человека ведь. Но потом этот давай яичко». Потом он нашептал-нашептал и теперь говорит, а яичко в руке у него… Не сменил же ведь. Потом он говорит: «Иди плюй, ну сколько раз, и это пей, это яичко, что в яичке есть» (№ 10).
Однако колдуны могли не только насылать хворь, но и лечить её, поэтому к ним часто обращались за помощью.

Другой колдун вылечил мужа рассказчицы в бане – месте, часто использующемся для лечения:
Так, благодаря своим знаниям один из ношульских колдунов помог больной женщине:
Пришел и говорит: «Надо будет баню затопить». «Нет, я сам затоплю, тебе нельзя». – «Ну, топи». Я взяла спички и лучинки. «Хорошо, только ты не ходи в баню, я сам. Чужим нельзя». Я воды принесла. Он дверь открыл, а в тазу вода разведено, всё брызгала туда-сюда. Никто не крутил ничего. Он читал свою колдовству, и только плещется одну, другую сторону. [Сама вода крутилась?] Да, вода крутилась. [А вылечился мужик-то?] Да жив, вылечился (№ 8).
Один ношульский колдун как-то признался, что его сила оказалась настолько разрушительной, что заставила усохнуть целый бор, и если бы он использовал её против людей, никого бы не осталось:

Говорит: «Людей я убиваю, а никого не убил и не собираюсь». Так руками машет. «Знайте, если я на людей все пустил, никого бы не было. А я, – говорит, – в лес пустил». [Это он свое колдовство в лес пускал?] Да, целый бор, говорит, высох. Нам вырубить хватит двадцать лет (№ 8).
Не всегда желая причинять людям вряд, колдуны могли использовать свою энергию не «по назначению», например, направлять её в лес.

Фото Т. С. Каневой
В ношульской коллекции рассказов защитой от колдуна и его колдовства служила, например, кража любой принадлежащей ему вещи.

В одном из рассказов девушке, оказавшейся в уязвимом для себя и удобном для колдовского воздействия положении – на выходе из комнаты – и принявшей из рук колдуньи кружку молока и кусок пирога, через которые, по народным поверьям, душой человека могла завладеть нечисть, пришлось украсть что-нибудь у старухи, чтобы отвести от себя беду:
Когда стала идти, бабушка-то говорит: «Обожди! Не ходи!». Веришь, не веришь. Из комнаты выхожу, это как порог: одна нога здесь, другая тут, и порог-то между ногами. Между ногами. И забыла уж, которой рукой она кружку молока дала и пирог. Половину отломила и дала: «На, сдохнешь голодом, поедешь дак». «Ой, ой, Таня. Иди сбегай, у старухи че-нибудь укради» (№ 14).
Обладание недоступными для других знаниями требовало от колдуна полной самоотдачи и постоянного применения полученных знаний, а вот перед кем брали на себя обязательства знающие – тёмная история.

Кто помогал колдунам?
В одном из ношульских рассказов колдун в одиночку строил дома и таскал огромные брёвна, из-за чего местные жители уверились в его сношениях с нечистой силой:
Дома строил Петр Петрович один. Всё говорили: ему черти помогают. Потому что бревна такие огромные затаскивал наверх один, никто ему не помогал. Это что знаю, люди говорили (№ 1).
«Колдуны служат сатане и врачуют его силою», – не уставало твердить духовенство. И не только врачуют: в народе неслучайно закрепилось представление о сношениях колдунов с тёмной силой. Необыкновенная удачливость, способность привораживать женщин, физические и психические возможности колдунов вызывали вопросы, на которые находился только один ответ: колдунам кто-то помогал.

Фото Т. С. Каневой
Свои знания колдуны черпали из чёрной книги, переданной им чертями, потому и звались иногда чернокнижниками.
Колдуны могли вызывать нечистую силу и повелевать ею, причём после заключения договора колдун должен был обеспечить своих тёмных помощников, обычно предстающих в виде маленьких человечков в синих или красных рубашках и шапках, работой. Чем вреднее для людей или бессмысленнее для чертей она была, тем лучше: так колдун оберегал себя от мучительных действий помощников, направленных на него самого.
Но что из себя представляла эта помощь и стоила ли она того?
К потусторонней силе обращались те, кому «не повезло» родиться вне брака в третьем или в четвёртом поколении или седьмым сыном в семье, где подряд рождались только мальчики – таких «не урождённых» колдунов называли «учёными», или обученными.
Васильев К. А. Северный орёл, 1974 г.

Когда отпущенный колдуну, как и всякому другому человеку, срок жизни истекал, наступал момент расплаты за дарованное ему знание.
«Учё́ный» колду́н – колдун, получивший знания либо от другого колдуна, либо от нечистой силы. В последнем случае человек, желающий стать колдуном, заключал с нечистью договор и отрекался от Бога. Иногда для закрепления такого договора колдуну приходилось идти на кощунство: отрекаться от отца и матери, снимать крест и прятать его под пятку, наступать на перевёрнутую ликом вниз икону, продавать нечисти своего ребёнка и т.д. (3, с. 530).
Как «знающие» расплачивались за свою силу?
Одна рассказчица из Ношуля подтвердила, что смерть колдуна не была лёгкой:
[Говорят, знающие тяжело умирают.] Да нелегко умирал, он сердечник был [А что-то делали в таких случаях, чтобы облегчить им смерть?] Нет, по-моему, ничего не делали, сам умер. Слова ли каки знал, нет ли, а вот людям, как говорят, присушить кого-то мог (№ 1).
Народная мудрость гласит: «Кто много знает, с того много и спрашивается».
Колдуны владели знаниями, недоступными для остальных, поэтому и спрос с них был больше: умирали они тяжело и мучительно, иногда до трёх лет.

Фото Т. С. Каневой
Другая местная жительница сообщила, что колдунья, не сумевшая передать своё знание, горько за него поплатилась:
Умерла как она? Страшно! Как по-вашему, не знаю, называется – ста́я. Стая двери-то вот так царапала неделю. Вот колдовство-то! (№ 14).
Считается, что у колдунов две тени и две души: одна человеческая, а другая демоническая, и когда первая умирает, вторая остаётся в теле, не давая колдуну упокоиться. Облегчение могло наступить лишь тогда, когда в потолке или на крыше убирали одну доску – считалось, что так душа быстрее покинет тело, – или когда колдуну удавалось передать кому-нибудь своё знание и прислуживающую ему нечистую силу. Но все ли жаждали перенять это знание и что делали те, для кого подобное «наследство» оказывалось не в радость?

Ста́я – хозяйственная пристройка, сарайчик, дверь из которого ведёт в хлев (7, с. 100).
Как «знание» колдуна передавалось по наследству?
Вот так в одном из ношульских рассказов колдун пожелал передать свои знания другому:
Колдун или колдунья плохой будет уже, умирать хочет, дак и будет передавать, передает этто-то слова, какое-нибудь слово. Тебе дам слово, ты повторяй. Повторяй, и ты будешь все время знать. [А это плохие слова?] Да, плохие! Плохие слова! (№ 4).
Фото Т. С. Каневой
Если колдун владел чёрной книгой, перед смертью он отдавал её другому – так сохранялась языческая традиция передачи заговоров и таинственных обрядов от старших к младшим.
Если же умирающий колдун забывал отдать книгу преемнику, он вставал за ней из могилы (хотя местные жители тщательно заботились о том, чтобы ему это не удалось).
Иногда преемниками колдунов становились их близкие. Так, например, в одном из ношульских рассказов знания колдуна переняла его дочь:
Вот всё говорили, что он жене передал. А Нина Петровна говорит: «Может, он мне передал. Вот я теперь ничё не боюсь». [А Нина Петровна это кто?] Вот учительница, дочка его. А Нина Петровна говорила: «Я теперь магию изучаю черную. Я теперь все могу сделать» (№ 1).
Однако иногда наследство в виде тайного знания, книги и находившихся в услужении у колдуна чертей, переходивших к новому владельцу, оказывалось для последнего неприятным сюрпризом: когда умирающий колдун или колдунья не могли найти того, кто примет этот «багаж» знаний добровольно, они старались передать своё колдовство хитростью.

В ношульских рассказах зафиксирована попытка колдуньи передать свои знания против воли человека. Однако девушке удалось вовремя отвлечь от себя беду:
[Это колдуны так тяжело умирают?] Да! Если у них не примет это колдовство-то никто. Вот, например, я колдую, а ты не примешь, дак вот, они не могут умирать, еле-еле умирают. Кому-нибудь суют. Вот на своем беде я была (№ 14).
Избавиться от такой тяжкой ноши те, кому это знание досталось против воли, могли в монастырях или при помощи особых средств, а вот добровольных колдунов ждала та же печальная участь, что и их предшественников.

Сколько колдунов могло быть в деревне?
Так, в одном из рассказов упоминается целое семейство ношульских колдунов:
Он умер уже. У нее отец. Мы ее называли, что он колдун, и вообще всю семью колдунами зовут. [… он такой здесь в селе один был, Петр Петрович, или таких несколько было?] Так знали, но я с ними не очень знакома (№ 1).
Колдунов на селе могло быть много – об этом свидетельствуют зафиксированные в ношульских рассказах упоминания других колдунов (и это с учётом того, что о живых еретниках ношульцы не говорят, боясь навлечь на себя беду).

Однако колдуны, как правило, редко уживались друг с другом и вступали в противоборство, особенно на свадьбах, где слабый колдун никак не мог одолеть сильного.

Игнатов В. Г. Языческий колдун
пашет на петухе, 1996 г.
В другом рассказе сообщается, что колдуны и поныне живут среди ношульцев:
[И много таких колдунов-то было раньше?] Много. Да и щас есть. На хорошего нету, а на плохого есть (№ 14).
Чем колдуньи отличались от колдунов?
В ношульских рассказах знание колдуна часто передаётся по наследству близким родственницам – жене или дочери:
Вот всё говорили, что он жене передал. А жена все время говорила: «Вот меня называют колдунья. Но если б я могла, я бы что бы делала». Она очень умная была и хитрая, поэтому как бы себе покоряла людей. Ей он вряд ли передал (№ 1).
До сей поры мы говорили только о колдунах и вскользь упоминали колдуний, и тому есть своё объяснение: представления о знающих зависят от того, кто из них – мужчина или женщина – считается в данной местности более приспособленным к колдовству.
Рерих Н. К. Ведунья, 1917 г.
На Русском Севере более могущественными, а значит, и более опасными, считались именно колдуны (на юге России, в Беларуси и в Украине, например, колдуны и колдуньи, или ведьмы, равны по силе и одинаково приносят человеку неприятности).
Колдуньи чаще всего либо используют свою силу в хозяйственных нуждах (учат своего петуха бить чужого, выдаивают соседское молоко на свой двор), либо врачуют больных.

Любопытно, что помощь колдуний принимается людьми куда охотнее, чем помощь колдунов.
Так, в одном из рассказов колдунья вылечила мужчину, надорвавшегося на сенокосе, пошептав на воду и умыв ею больного:
Там женщина одна называлась Галина Шулепова. Тоже ее называли колдунья, а что она могла, я не знаю. У меня было. Как-то у меня муж надорвался на сенокосе, она его как-то вылечила, а как – не знаю. Она что-то шептала, шептала на водку. А потом сама и выпила. Ковш воду возьмет, встанет под потолок, перекладину – матица, пошепчет-пошепчет на воду и умоет (№ 1).
Заключение
В наши дни колдовство больше не внушает такой боязни, как десятки лет назад. Однако в некоторых уголках ещё жива память о колдунах, и представленные нами тексты наиболее показательны для определения облика тех, кого прилузские коми именуют еретниками и еретницами. Но это лишь малая часть сведений, содержащихся в ношульских рассказах: более полное представление о том, какая же слава всё-таки закрепилась за ношульскими колдунами – хорошая или недобрая – можно получить на сайте
«Территория просвещения», в разделе
«Фольклор. Народная демонология и мифологическая проза».
Источники
1. Афанасьев, А.Н. Колдовство на Руси в старину / А.Н. Афанасьев // Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. – Москва: Индрик, 1996. – С. 29-41.
2. Иванова, Т.Г. Колдун в изобразительном искусстве конца XIX–начала XX века (этнографический и историко-мифологический дискурсы) / Т.Г. Иванова // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. – 2020. – Т. 42. – № 5. – С. 76-84.
3.Левкиевская, Е.Е. Колдун / Е.Е. Левкиевская // Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах. Т. 2 (под ред. Н.И. Толстого). – Москва: Институт славяноведения РАН, 1995. – С. 528-534.
4. Непростые люди в славянских селениях / М. Ковынева // Культура.РФ. – URL: https://www.culture.ru/materials/253717/neprostye-lyudi-v-slavyanskikh-seleniyakh (дата обращения: 04.06.2022).
5. Рассказы о ношульских колдунах (по записям фольклорной экспедиции СГУ им. Питирима Сорокина 2004 г.) / Т.Н. Бунчук, Е.А. Шевченко // Территория просвещения. – URL: http://sproject.syktsu.ru/6/about.php (дата обращения: 4.06.2022).
6. Русский демонологический словарь / Т.А. Новичкова. – Санкт-Петербург: Петербургский писатель, 1995. – 640 с.
7. Словарь русских народных говоров. Вып. 41. Ссувориться – Стригчись / под ред. Ф.Д. Сороколетова. – Санкт-Петербург: Наука, 2007. – 343 с.
8. Этнодиалектный словарь мифологических рассказов Пермского края. Ч. 1: Люди со сверхъестественными свойствами / И.И. Русинова, А.В. Черных, К.Э. Шумов, С.Ю. Королёва. – Санкт-Петербург: Маматов, 2019. – 832 с.

Иллюстрации (кроме фотографий с обозначенным авторством) взяты из открытых источников.

АВТОРЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Подготовка материалов:
Ангелина Ивановна ЛАЗАРЕВА, студент СГУ им. Питирима Сорокина
(направление «Филология»),
Татьяна Степановна КАНЕВА, доцент СГУ им. Питирима Сорокина,

Подготовка лонгрида:
Руслана Евгеньевна ТУБЫЛЕВИЧ,
научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории
«Филологические исследования духовной культуры Севера» СГУ им.  Питирима Сорокина

Руководитель проекта:
доцент СГУ им. Питирима Сорокина Т.С. КАНЕВА

Проект создан в рамках учебной дисциплины «Этнокультурное наследие Русского Севера» (преподаватель – доцент Т.С. Канева) и проекта «Наука молодых – устойчивое развитие Республики Коми»,
а также в рамках реализации субсидий из федерального бюджета образовательными организациями высшего образования на мероприятия, направленные на поддержку студенческих научных обществ
(Соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 1 июня 2022 г. №075-15-2022-1070), при участии регионального отделения Российского военно-исторического общества в Республике Коми,
Союза женщин Республики Коми, Российского движения школьников),
© НИЛ «Филологические исследования духовной культуры Севера»
СГУ им. Питирима Сорокина, 2022
© Кафедра русской филологии института гуманитарных наук
СГУ им. Питирима Сорокина, 2022
© Студенческое научное объединение
СГУ им. Питирима Сорокина, 2022
раздел «Духовная культура Севера: Прилузье в мультимедийной мозаике».

Узнать больше о проекте
© All Rights Reserved. Acme Inc.
Вопросы и предложения по проекту принимаются по почте
nil-fidkus@yandex.ru
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website